Группа № 11. Детский сад № 95, г. Каменск-Уральский.
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 29515.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Елена Свидерская (УИ №20542, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Детские страхиЧувство страха сопровождает каждого человека на протяжении всей его жизни: от рождения и до смерти мы испытываем тревожные ощущения ужаса, испуга, боязни и опасений. «Ничто не страшно только дураку!» — напишет поэт Г. Гейне, предвосхищая выводы современной психиатрической науки: на земле действительно нет таких психически здоровых людей, которые бы совсем ничего и некогда не боялись. Порой это внезапно возникшее чувство логически объяснимо и даже оправданно, но в большинстве случаев феномен возникновения страха остается необъяснимым. Что такое страхКлассическая психология интерпретирует страх как личностную эмоцию (внутреннее кратковременное чувство), современная психология нередко относит это явление в категорию чувств человека (внутреннее стабильное и длительное переживание). Так чем же действительно является страх: это чувство, или эмоция? Четкого разделения этих понятий не существует. С одной стороны, страх – эмоция, носящая быстропроходящий характер и направленная на мобилизацию защитных источников человеческого организма. С другой – чувство, длящееся долгое время, периодически пропадающее и возникающее, способное к различным метаморфозам; оно несет явный деструктивный характер и является порождением сознания человека. В главном же взгляде на страх и природу его возникновения эти направления психологической науки едины: по мнению психологов, страх представляет одну из базовых врожденных типов реакции сокровенного человека на внешний мир и его раздражители. Детские страхи – откуда они берутсяВ среде врачей, психологов и психотерапевтов существует мнение, что свой первый страх ребенок испытывает еще в процессе своего рождения: проходя родовыми стезями младенец претерпевает запредельную боязнь и панический ужас. Возможно, это и не так; но, с первых часов жизни, младенец уже пугается разных звуков, затем незнакомых интерьеров, а чуть позднее и малознакомых людей. Малыш, только появившись на свет, уже очень остро чувствует свою обособленность от незнакомого окружающего мира. Взрослея, маленький человечек расширяет круг своих познаний; проявившийся интерес к изучению внешнего мира развивает фантазию малыша и чем больше раздвигаются горизонты постигаемого им мира, тем сильнее он настороженно предчувствует его злонамеренную коварность. «Страх — это болезненное ощущение своей исключительности», — заметит однажды К. Чуковский. Детские страхиДля обнаружения детских страхов в психологии применяют несколько наиболее часто употребляемых диагностических методов. Но не менее важно уметь распознавать их виды, чтобы легче подобрать нужные методики для их устранения. Возрастные детские страхиЭтой категории страха подвергаются все дети. Особенно явно их переживают личности утонченно чувствительные и эмоциональные, в этом проявляются их особенности психического и личностного становления. Основные типичные страхи ребенка несложно распределить по основным возрастным периодам От одного года до трех лет:громкий шум, звуки бытовой техники; расставание с близкими; незнакомые сверстники, незнакомые люди; купание (боязнь водостока в ванной комнате), процесс укладывания ко сну (страх отключения сознания, первые осознанные кошмары во сне, неожиданное пробуждение); травмы и падения; туалет (унитаз и процесс спуска воды); перестановка мебели; резкая смена погоды (особенно гроза). От трех до шести лет:громкий шум, звуки бытовой техники; смерть (близких людей, животных); ночные кошмары; огонь или пожар; болезнь и больницы; резкая смена погоды (особенно гроза). От шести до семи лет:громкий шум, звуки бытовой техники; сказочные и другие создания «потусторонней» реальности (Баба-Яга, призраки, зомби и прочая «нечисть»); травмы, порезы; потеря родителей; темнота и одиночество перед сном (кошмары и видения); переход в школу; физическое наказание родителей; конфликты или непонимание со сверстниками в школе. Невротические детские страхиНевротические страхи зарождаются в следствии: продолжительных, неулаженных переживаний; сильных психических встрясок на фоне нездорового нервного перенапряжения (боязни темноты и одиночества); неудовлетворительной самоуверенности и заниженной самооценки, отсутствием навыков психологической самозащиты Наличие бесчисленных страхов у детей являются основанием для подозрения проявляющихся симптомов невроза. Неврозам присуще: крайняя эмоциональная насыщенность переживаний; продолжительное прохождение и стабильность; отрицательное влияние на становление личности и характера; уклонение от встречи с объектом боязни; неприятие нового и неизвестного; затрудненное избавление от страха; патологические поступки, демонстрации (нередко, к примеру, обнаруживаются странные и шокирующие ритуалы). Ситуативные и личностные детские страхиСитуативный страх появляется в крайне нетипичной, шокирующей ситуации (как при нападении собак). Иногда он проявляется как следствие нервного «инфицирования» паникой в местах массового собрания людей, горестных ожиданий в коллективе, в подавленной горем семье; или поражает человека, ставшего жертвой жизненных злоключений. Личностный страх вызывается как правило появлением в неожиданной обстановке, при малоизвестных обстоятельствах и обуславливается исключительно характером человека (низкой самооценкой, мнительностью). «Врожденные» и «приобретенные» детские страхиДетские страхи условно возможно подразделить еще на два подтипа: «врожденные» и «приобретенные»: 1. «Врожденные» страхи характерны определенной возрастной фазе развития ребенка. С трех летнего возраста у малыша неистово развивается фантазия, воображение, образное мышление; но он еще чрезвычайно наивен, доверчив и внушаем. И когда ребенок пережил какую-то страшную жизненную ситуацию без явно видимого вреда для себя, страхи могут проявиться спустя значительный промежуток времени в несколько дней и даже недель. Шести – семилетним детям становится понятен смысл смерти, они начинают реально опасаться за свою жизнь и даже не очень страшные природные катаклизмы (гроза, гром, ураган) вызывают у них испуг. 2. «Приобретенные» страхи проявляются у ребенка по следующим причинам: имело место какое-то реальное событие (малыш боится собак, поскольку его укусили); произошла «нехорошая» встреча с какими-то лицами; было допущено «запугивание» в процессе воспитания – внушенный страх; имели место семейные конфликты (малыш боится природы, животных, болезней, смерти; ему часто снятся кошмары); имело место «запугивание» из неожиданного источника: СМИ, ТВ – программа, неосторожно прочитанная сказка. Детские страхи и программы их коррекцииДля коррекции страхов у детей дошкольного возраста наиболее результативными считаются программы: арт-терапии; чтение детской литературы, просмотр детских ТВ – программ и фильмов; ароматерапия; природотерапия; Арт-терапия призвана через развитие художественного миропонимания (рисование, аппликации, игры в песочнице, увлечение музыкой) привести бессознательное во взаимодействие с сознанием и тем восстановить единство чувства, эмоций и ощущений малыша. Коррекция сказкой, просмотром детских ТВ – программ и фильмов помогает детям понять многообразность и сложность жизни; ребенок постепенно понимает, что в мире есть несправедливость, обман, боль, жестокость, но есть и любовь, дружба, верность и нет повода для уныния. Метод полезен и тем, что у родителей появляется возможность анализа, увиденного и прочитанного, но пусть малыш сам делает выводы. Ароматерапия – модная и действенная методика. Растительные эфирные масла оказывают воздействие на биохимику организма ребенка. Забыть про ночные страхи поможет: Мирра с Петит грейн; от возбуждения, капризности и злобы – Иланг-иланг с Валерианой. Ароматов на сегодняшний день множество, но подбирать и пользоваться ими следует осторожно. Природотерапия приучает малыша к внимательному и глубокому пониманию природы: пение птиц, запах цветов, плеск воды очень важны для морального здоровья малыша. У взрослых же появляется повод доверительного рассуждения об увиденном – так ребенок будет учиться наблюдать, оценивать и делиться мнением. 3 декабря 2022 в 16:36
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.