Группа № 11. Детский сад № 95, г. Каменск-Уральский.
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 29515.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Елена Свидерская (УИ №20542, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Логопедические игры. Младшая группа.СЕНТЯБРЬ 1. Параметры правильного ротового выдоха: - выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха"; - выдох происходит плавно, а не толчками; - во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; - во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух); - выдыхать следует, пока не закончится воздух; - во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Лети, бабочка! Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки. Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. - Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек. - Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. 2. Артикуляционная гимнастика 1. «Улыбочка» Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны. 2. «Заборчик» Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.
3. Пальчиковая гимнастика «Замок» На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок) Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга) Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях) Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) И открыли. (расцепить пальцы) 4. Слуховое внимание, мышление, внимание «Отгадай, что звучит» Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
5. Общая моторика С добрым утром! – С добрым утром, глазки! (поглаживают веки глаз) – Вы проснулись? (смотрим в бинокль) – С добрым утром, ручки! (поглаживаем) – Вы проснулись? (хлопаем) – С добрым утром, ножки! – Вы проснулись? (топают) – С добрым утром, солнце! (раскрывают руки навстречу солнцу)
6. Развитие понимания речи 1) Научиться быстро переключаться по словесной инструкции с одного действия на другое: А) без предмета Иди-стой иди-прыгай Садись-встань беги-иди Ложись-садись беги-стой Сиди-лежи прыгай-беги Б) с предметом или предметами Возьми мяч, подними его вверх, опусти вниз, отдай Кате, возьми обруч, подними его над головой, пролезь в него, положи обруч к ногам. 2) Научить детей различать утвердительные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицами НЕ: А) без предмета Иди-не ходи садись-не садись Беги-не беги ложись-не ложись Вставай-не вставай пей-не пей Пой-не пой прыгай-не прыгай Улыбнись-не улыбайся закрой глаза-не закрывай глаза Б) с предметом (мяч, обруч, кубик) Возьми-не бери кубик Неси-не неси обруч Подними-не подними мяч Дай-не давай обруч ОКТЯБРЬ 1. Речевое дыхание
«Осенние листья» Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц. Оборудование: осенние кленовые листья, ваза. Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья. - Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья! Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья. 2. Артикуляционная гимнастика 1. «Птенчик» Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно. 2. «Накажем непослушный язычок» Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…». 3. Пальчиковая гимнастика «Мыло» Чище чтоб ладошки были, Нужно их побольше мылить, Три, ладошечки, давай, Их от грязи оттирай. 4. Слуховое внимание, внимание, мышление «Солнце или дождик» Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
5. Развитие понимания речи Научить различать, к кому обращена помощь: Катя, сядь-Дети, сядьте Катя, встань-Дети, встаньте Катя, подними руки-дети, поднимите руки
«Подскажи словечко» Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок…», «Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова. 6. Общая моторика «Котята» Все котятки мыли лапки: Вот так, вот так! Мыли ушки, мыли брюшки: Вот так, вот так! А потом они устали, Сладко, сладко засыпали: Вот так, вот так! НОЯБРЬ 1. Речевое дыхание «Футбол» Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота. 2. Артикуляционная гимнастика 1. «Улыбочка» Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны. 2. «Заборчик» Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении. 3. «Птенчик» Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно. 4. «Накажем непослушный язычок» Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…». 5. «Лопаточка» Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. 6. «Трубочка» Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. 3. Пальчиковая гимнастика «Друзья» Пальчик к пальчику приходит, Друга он себе находит, Будут пальчики дружить, В гости часто приходить. 4. Слуховое внимание, мышление, память «Посмотрим, кто говорит» Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит». 5. Фонематический слух. «Подскажи словечко» Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок…», «Уронили мишку на пол…», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова. 6. Общая моторика Мы хлопаем руками: Хлоп, хлоп, хлоп. Мы топаем ногами: Топ, топ, топ. Машем мы руками, Киваем головой. ДЕКАБРЬ 1. Речевое дыхание «Ветряная мельница» Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора. 2. Артикуляционная гимнастика «Оближем губки» Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. «Почистим зубки» «Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна. 3. Пальчиковая гимнастика «Ладушки» Раз, два, три, четыре, пять, Будем в ладушки играть, А теперь, давай-ка, бей, С каждым разом все быстрей. 4. Слуховое внимание, мышление, память «Слышим звон и знаем, где он» Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление. 5. Общая моторика Тик-так, тик-так Шаг налево, шаг направо, Ходят часики вот так, Шаг вперед и шаг назад. ЯНВАРЬ 1. Речевое дыхание «Снегопад» Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони. 2. Артикуляционная гимнастика «Почистим зубки» «Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна. «Часики» Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта. «Змейка» Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам. «Орешек» Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую. 3. Пальчиковая гимнастика «Варежка» Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак) "Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал". (все пальцы разжать, кроме большого) Маша варежку сняла: "Поглядите-ка, нашла! (разогнуть оставшийся согнутым палец) Ищешь, ищешь - и найдешь, Здравствуй, пальчик, как живешь?" (сжать пальцы в кулачок) 4. Фонематический слух, память, мышление «Маленький учитель» Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова. 5. Общая моторика Тик-так, тик-так Ходят часики вот так, Шаг налево, шаг направо, Шаг вперед и шаг назад. «Снежок» Выпал беленький снежок Собрались мы все в кружок Мы потопаем, мы похлопаем. Будем весело плясать, будем руки согревать. Мы потопаем, мы похлопаем, Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее. ФЕВРАЛЬ 1. Речевое дыхание «Снегопад» Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони. 2. Артикуляционная гимнастика «Улыбочка» Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны. «Заборчик» Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении. «Птенчик» Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно. «Накажем непослушный язычок» Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…». «Лопаточка» Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. «Трубочка» Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. «Оближем губки» Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. «Почистим зубки» «Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна. «Часики» Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта. «Змейка» Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам. «Орешек» Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую. 3. Пальчиковая гимнастика «Замок» На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок) Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга) Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях) Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) И открыли. (расцепить пальцы) 4. Слуховое внимание, мышление, внимание «Разговор шепотом» Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко. МАРТ 1. Речевое дыхание «Шторм в стакане» Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными). 2. Артикуляционная гимнастика «Киска сердится» Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится. «Прокати карандаш» Положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился. 3. Пальчиковая гимнастика «Зайчик»: указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак «Очки»: пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам «Коза рогатая»: указательный и мизинец выпрямлены, большой палец - на согнутых безымянном и среднем 4. Фонематический слух, внимание, память «Угадай, что звучало». Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10. 5. Развитие понимания речи Научить детей по форме повелительного наклонения различать, к кому обращена форма – к одному или нескольким лицам: Иди-идите ложись-ложитесь Сядь-садитесь прыгай-прыгайте Беги-бегите закрой глаза-закройте глаза 6. Общая моторика Делаем ножками «пружинки» и поем : Ванька, встань-ка! Ванька, встань-ка! Приседай-ка, приседай-ка! Непослушный ты какой! Нам не справится с тобой! «Кот» Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп Топ, топ, топ, топ Под кроватью черный кот (присесть в такт словам) Он залез под кровать (поочередное движение руками вперед и к груди) И мешает детям спать (ритмичное помахивание указательным пальцем) АПРЕЛЬ 1. Речевое дыхание «Кораблик» Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик. 2. Артикуляционная гимнастика «Оближем губки» Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. «Почистим зубки» «Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна. «Часики» Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта. «Змейка» Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам. «Орешек» Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую. «Загони мяч в ворота» Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться. «Киска сердится» Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится. «Прокати карандаш» Положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился. 3. Пальчиковая гимнастика «Зайчик»: указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак «Человечек»: бегаем указательным и средним пальцами по столу «Ежик»: руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить «Кошка»: соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх 4. Фонематический слух, мышление, внимание, память «Что как звучит». Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку. Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?» МАЙ 1. Речевое дыхание «Одуванчик» Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха). 2. Артикуляционная гимнастика «Улыбочка» Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны. «Заборчик» Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении. «Птенчик» Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно. «Накажем непослушный язычок» Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…». «Лопаточка» Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. «Трубочка» Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. «Оближем губки» Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. «Почистим зубки» «Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна. «Часики» Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта. «Змейка» Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам. «Орешек» Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую. «Загони мяч в ворота» Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться. «Киска сердится» Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится. «Прокати карандаш» Положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился. 3. Пальчиковая гимнастика «Крючки» Скрепим мы два кулачка, Словно крепких два крючка, А потом мы ждать не станем, Посильнее их потянем. 4. Фонематический слух, внимание, память, мышление «Шумящие коробочки». Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь. 5. Общая моторика Мы топаем ногами – топ, топ, топ. Мы хлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп. Мы руки поднимаем, мы руки опускаем, Мы руки подаем, и бегаем кругом. «Мельница» Быстро вертится крыло (руки в стороны , вращательное движение назад, вперед) Мелет мельница зерно А из смолотой муки испекли мы пирожки (руками показываем, как стряпать пирожок Пирожок поели, заниматься сели) 3 декабря 2022 в 15:21
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.