Группа № 11. Детский сад № 95, г. Каменск-Уральский.

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 29515.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Елена Свидерская (УИ №20542, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Советы родителям по лексическим темам. Весна.

ВРЕМЕНА ГОДА. ВЕСНА

1.  На прогулке понаблюдайте с ребенком приметы начинающейся весны. Обратите его внимание на то, что небо стало выше; солнце светит ярко и пригревает; на солнечной стороне с крыш началась капель, повисли сосульки; появились первые проталинки, весело зачирикали воробьи. Предложите повторить выделенные словосочетания.

2.  Побеседуйте с ребенком о времени года, которое насту­пило. Произнесите вместе с ним слово весна, а потом пред­ложите ему произнести это слово самостоятельно. Предложите ему ответить на вопрос:

—  Какое сейчас время года?

—  Сейчас весна.

3. Пусть малыш попробует составить рассказ о весне по вашим вопросам:

—  Какое время года наступило?

—  Что делает солнышко?

—  Какие приметы весны ты запомнил? Перечисли.

4. Предложите ребенку поиграть в игру «Подскажи словеч­ко». Вы сможете проверить, чувствует ли ваш малыш рифму.
Объясните ему, что подбирать рифму — это значит «говорить складно».

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу... (проталинки).

Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает... (капель).

 Рад весне братишка Сашка,

И собака рада Жулька.

На припеке с крыши нашей

Утром свесилась... (сосулька).

5. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Заюшкина избушка» и предложите подумать, какой была лиса и каким был зайчик, кто из героев понравился и почему. 


МАМИН ПРАЗДНИК 

1.  Желательно, чтобы это задание выполнили с малы­шом папа, дедушка или дядя. Побеседуйте с ребенком о празднике, который приближается. Объясните, что в этот день принято поздравлять всех женщин: мам, бабушек, се­стричек. Восьмого марта им желают быть красивыми и здо­ровыми, дарят цветы и подарки.

2.  Предложите ребенку подготовить рисунок в подарок маме. Пусть попробует нарисовать ее портрет или букет любимых цветов. Поговорите о том, что скажет ребенок маме, вручая подарок, чего пожелает.

3.  Прочитайте ребенку стихотворение и предложите вы­ учить его для мамы.

Март. Еще стоят морозы,

Но весна не за горами.

Я пушистую мимозу

Подарил сегодня маме.

4. Расскажите ребенку о том, где и кем работает его мама, чем она занимается. Пусть малыш составит рассказ по вопросам:

— Где работает твоя мама?

— Кем она работает?

— Что она делает?
Например:

•  Моя мама работает в поликлинике. Она — детский врач.

§  Мама лечит детей.


ПЕРВЫЕ ВЕСЕННИЕ ЦВЕТЫ 

1. Рассмотрите с ребенком открытки или картинки с изобра­жениями первых весенних цветов. Покажите ему и назовите подснежник и мать-и-мачеху. Пусть рассмотрит картинки и назовет цветы по вашей просьбе. Прочитайте малышу стихи об этих растениях.

Самый первый, самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным.

Как привет капели звонкой,

Называется подснежник.

Золотые лепестки,

Хрупкий стебелек.

Распустился у реки

Солнечный цветок.

Только тучка набежала —

Сжались лепесточки.

На зеленых стебельках —

Круглые комочки.

2. Во время прогулки покажите ребенку мимозу, которую уже продают в магазинах «Цветы». Объясните, что мимоза появляется весной на деревьях далеко на юге. Предложите ребенку вспомнить стихотворение о мимозе, которое он вы­учил для мамы.

3. Покажите ребенку стебли, листья, лепестки у цветов. Помогите запомнить эти слова.

4. Предложите малышу нарисовать тот цветок, который нравится ему больше всех.

 

ЦВЕТУЩИЕ КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

1.  Продолжайте знакомить детей с комнатными растения­ми. Покажите ребенку бегонию и фиалку, предложите рассмот­реть стебли, листья, цветы этих растений и рассказать о том, какие они, используя прилагательные зеленый, сочный, пыш­ный, красивый, нежный.

2.  Расскажите, как нужно ухаживать за цветущими ком­натными растениями. Привлеките ребенка к уходу за ними. Пусть поливает их, опрыскивает, стирает пыль с листьев, рых­лит землю в горшках и комментирует свои действия. Таким образом вы введете в активный словарь малыша глаголы по­ливать, рыхлить, опрыскивать, протирать.

3.  Прочитайте ребенку стихотворения об этих комнатных
растениях.

Вот растет бегония —

Пышная красавица.

Красотой своей она

Во всем мире славится.

Раным-рано поутру

Лейку новую беру.

Мне воды не жалко.

Пей, моя фиалка!

4. Предложите ребенку нарисовать понравившееся цвету­щее комнатное растение. Окажите малышу необходимую по­мощь.

 

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ

1. Повторите с ребенком названия диких животных наших лесов. Побеседуйте о том, что весной природа пробуждается, просыпаются после зимней спячки медведь и еж, все звери меняют зимние шубки на летние, мех у них становится менее густым, весной у живот­ных появляются детеныши. В процессе выполнения этого зада­ния отработайте произношение слов и словосочетаний: дикие животные, волк, лиса, медведь, заяц, еж, белка; просыпаются, питаются, рождаются; маленькие, беспомощные, забавные.

2. Помогите ребенку вспомнить названия детенышей жи­вотных. Для этого поиграйте в игру с мячом «У кого кто?» Вы бросаете ребенку мяч и называете животное; ребенок ловит мяч, называет его детеныша (или детенышей) и возвращает мяч вам. Например:

Волк. — Волчонок ( волчата).

Белка. — Бельчонок ( бельчата).

Заяц. — Зайчонок ( зайчата).

3. Предложите ребенку отгадать загадку и объяснить, как он это сделал. Если у малыша появится желание, выучите с ним текст загадки. Пусть загадает ее папе, бабушке или другим членам семьи.

Что это за кочка

Около пенечка?

Есть у кочки черный нос

И в колючках спинка.

На колючках листьев воз

С дуба и осинки.

(Ежик)

4. Прочитайте ребенку венгерскую народную сказку «Два жадных медвежонка». Выясните, понял ли он, какими были медвежата, какой была лиса, за что были наказаны медвежата.


ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ 

1. Повторите с ребенком названия домашних животных. Пусть малыш вспомнит и расскажет, какую пользу приносят домашние животные. Объ­ясните ребенку, что весной люди вновь гонят на пастбища коров, лошадей, коз, у которых весной появляются детеныши. В процессе выполнения этого задания отработайте произно­шение слов и словосочетаний: домашние животные, корова, лошадь, коза, собака, кошка; гнать, пасти, кормить, поить, мыть, чистить, давать.

2. Помогите ребенку вспомнить названия детенышей до­машних животных. Вновь поиграйте в игру с мячом «У кого кто?» Например:

Кошка. — Котенок (котята).

Коза. — Козленок (козлята).

Лошадь. — Жеребенок (жеребята).

3. Выразительно прочитайте ребенку народную песенку. Предложите выполнить пальчиковую гимнастику вместе с вами.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Пальцы обеих рук сложены в колечки

Потерял пастух дуду. и поднесены ко рту. Выполняем круговые

движения кистями рук — «играем на дудочке».

А я дудочку нашла, Выполняем хлопки и удары кулачками

Пастушку я отдала. попеременно.

— Ну-ка, милый пастушок, Указательным  и  средним  пальцами
Ты спеши-ка на лужок!  обеих рук «идем» по столу.
Там Буренка лежит, Вновь выполняем хлопки и удары кула-

На теляток глядит, коми друг о друга попеременно.

А домой не идет, Указательным и средним пальцами

Молочка не несет. обеих рук «идем» по столу.

Надо кашу варить, Указательным  пальцем  одной руки

Сашу кашей кормить. «мешаем» в ладошке другой руки.

4. Прочитайте ребенку сказку «Три поросенка». Выясните,
кто из поросят понравился ему больше всего и почему.


ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ 

1. Объясните ребенку, что прилет птиц из теплых краев — одна из примет весны. Понаблюдайте за прилетевшими пти­цами на прогулке в парке или сквере, послушайте их пение. Обратите внимание ребенка на грачиные гнезда и скворечни­ки, около которых суетятся скворцы.

2.  Рассмотрите перелетных птиц на картинках. Покажите и назовите вместе с малышом части тела птиц: голова, крылья, хвост, клюв. Отработайте произношение слов и словосочета­ний: перелетные птицы, грач, скворец, ласточка; стая, гнездо, скворечник; прилетать, вить, строить, петь, откладывать, вы­сиживать, кормить, учить.

3.  Предложите ребенку отгадать загадку и объяснить, как он это сделал.

 На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его... (скворец).

4. Выразительно прочитайте ребенку народную песенку. Предложите вместе с вами сделать пальчиковую гимнастику.

—Ласточка, ласточка,   На каждую строчку большой палец
Милая касаточка, «здоровается» дважды с каждым
Ты где была, пальчиком, начиная с указательного,
Ты с чем пришла? сначала на правой, потом на левой

—За морем бывала, руке.
Весну добывала.

Несу, несу Весну-красну!

5. Прочитайте малышу сказку «Гуси-лебеди». Выясните, кто из героев сказки понравился ему и почему, кто помогал девочке в поисках братца.


НАСЕКОМЫЕ 

1. Объясните малышу, что появление насекомых — еще одна примета весны. Во время прогулки в парке или за городом понаблюдайте вместе с ним за насекомыми, которые уже появились. Помогите ему рассмотреть крылья, лапки, усики у жука или бабочки. Пусть показывает и называет эти части тела насекомых.

2.  Рассмотрите с ребенком изображения насекомых в книжке. Пусть показывает и называет насекомых. Пора­ботайте над активизацией в речи ребенка слов и словосо­четаний: насекомые, шмель, жук, божья коровка, пчела, ба­бочка, оса; летать, жужжать, собирать; прозрачный, легкий,
хрупкий.

3. Предложите ребенку выполнить вместе с вами пальчиковую гимнастику.

Прилетела к нам вчера Бежим по кругу на носочках и

Полосатая пчела, машем воображаемыми крылыш-

ками.

А за нею — шмель-шмелек  Встаем, загибаем по одному паль-
И веселый мотылек, чику на обеих руках на каждое на-

Два жука и стрекоза — звание насекомых.

Как фонарики глаза. Делаем кружки из пальчиков и под-

носим их к глазам.

Пожужжали, полетали, Вновь бежим по кругу.

От усталости упали. Медленно опускаемся на ковер.

4. Предложите малышу рассказать об одном из насекомых
по предложенному вами образцу:

• Это бабочка. Она большая, разноцветная. У нее яркие крылышки и длинные усики. Она летает над цветами и собирает нектар.

5. Прочитайте ребенку сказку К. Чуковского «Муха-цоко­туха». Выясните, кто из героев ему понравился и почему.


АКВАРИУМНЫЕ РЫБКИ 

1. Попросите малыша рассказать, какие рыбки живут в аквариуме в его группе в детском саду. Если аквариума с рыбками нет у вас дома, сходите с ребенком в зоомагазин. Покажите и назовите рыбок, которых там увидите. Обратите внимание малыша на части тела рыбки: голова, туловище, хвост, плавники, жабры. Пусть малыш произносит вслед за вами новые слова и словосочетания: аквариум, аквариумные рыбки, меченосец, золотая рыбка, гуппи, водоросли; плавать, дышать, кормить; проворный, резвый.

2.  Рассмотрите с ребенком изображения аквариумных рыбок в книжке. Пусть показывает и называет их. Прочитайте ребенку стишки об аквариумных рыбках.

3. Предложите ребенку отгадать загадку, подсказав недо­стающее слово. Может быть, у малыша появится желание выучить ее и загадать друзьям или родным.

Ярко-красный или черный,

Очень резвый и проворный.

Длинный острый хвостик носит

И зовется... (меченосец).

4. Поиграйте с ребенком в подвижную игру «Аквариум». Выразительно произносите текст так, чтобы у ребенка появи­лось желание произносить его вместе с вами. Показывайте, какие следует выполнять движения.

Улитки ползут, Передвигаемся по кругу в полупри-

Свои домики везут,  cede, сложив руки за спиной.

Рогами шевелят, Останавливаемся, делаем «рожки»

На рыбок глядят. из пальчиков, наклоняем голову вле-

во-вправо.

Рыбки плывут, Передвигаемся по кругу, опустив

Плавничками гребут. руки и выполняя движения ладоня-

ми вперед-назад.

Влево, вправо поворот, Повороты туловища влево-вправо.

А теперь — наоборот.

5. Пусть малыш попробует рассказать об одной из рыбок по образцу, предложенному вами:

• Это золотая рыбка. Она живет в аквариуме. Рыбка красная. У нее длинные хвостик и плавнички. Рыбка плавает и ест водоросли.

6. Предложите малышу нарисовать аквариум с рыбками. Окажите ему необходимую помощь.


РОДНОЙ ГОРОД 

1. Знает ли ваш ребенок, как называется город, в котором он живет? Научите малыша четко произносить название род­ного города.

2. Погуляйте с ребенком по улице, на которой живете, покажите интересные здания, расскажите об учреждениях, ко­торые есть на ней. Научите ребенка четко произносить назва­ние улицы.

3. Если детский сад, который посещает малыш, находится на другой улице, то проведите небольшую экскурсию и по ней. Отработайте с ребенком произношение названия и этой улицы.

4. Посетите с ребенком некоторые интересные места ва­шего города, с тем чтобы он мог рассказать о них друзьям в детском саду.

5. Выразительно прочитайте ребенку небольшое стихотво­рение о родном городе и предложите выучить его.

6. Вместе с ребенком нарисуйте одно из замечательных
мест вашего города, которое вы посетили.

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

1. Выразительно прочитайте ребенку стихотворение В. Ле­бедева-Кумача:

Правил движения звери не знали.

Мышки-глупышки хвосты потеряли,

Хрюшка — без шляпы, зайка — без лапы.

Плачут звериные мамы и папы.

Правила знаешь — ходи себе смело;

Будут и лапки, и хвостики целы.

Побеседуйте с малышом о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Помогите ребенку запомнить некоторые правила:

— Проезжую часть можно переходить только по переходу и на зеленый свет светофора.

— Сойдя с тротуара, посмотри налево. Дойдя до середины
дороги, посмотри направо.

— Не играй вблизи дороги и на проезжей части.

2.  Помогите ребенку нарисовать и раскрасить большой светофор; а еще лучше — сделать аппликацию. Побеседуйте с малышом о том, что обозначает каждый фонарь светофора.

3.  Предложите малышу отгадать загадку:

Не живая, а идет,

Неподвижна, а ведет. (Дорога)

3 декабря 2022 в 14:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.