Группа № 11. Детский сад № 95, г. Каменск-Уральский.
Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 29515.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Елена Свидерская (УИ №20542, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. |
Советы родителям по лексическим темам. Зима.ВРЕМЕНА ГОДА. ЗИМА 1. Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Повторите вместе с ним слово зима. Попросите его произнести это слово самостоятельно. Закрепите ответ на вопрос: — Какое сейчас время года? — Сейчас зима. Потренируйте ребенка в произношении слов сугроб, снежинка, хлопья, сосулька, снегопад. 2. Побеседуйте с ребенком во время прогулки о зиме, понаблюдайте ее приметы. Рассмотрите, какими разными бывают снежинки. Прочитайте ребенку стихотворение о снежинках. СНЕЖИНКИ Стою и снежинки в ладошку ловлю. Я зиму, и снег, и снежинки люблю. Но где же снежинки? В ладошке вода! Куда же исчезли снежинки? Куда? Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Как видно, ладошки мои горячи. 3. Рассмотрите с ребенком снег и лед, помогите их сравнить. Предложите повторить за вами: Снег белый, пушистый, холодный, мягкий. Лед гладкий, блестящий, твердый. 4. Предложите ребенку послушать, а затем повторить вслед за вами рассказ о зиме. • Наступила зима. Кругом лежит снег. На реках лед. На улице мороз. Все вокруг белое. 5. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Зимовье».
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ 1. Понаблюдайте с ребенком за птицами, которые встречаются зимой в городе. Произнесите четко сами их названия, а потом попросите ребенка повторить вслед за вами: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица. 2. Рассмотрите изображения зимующих птиц на картинках. Пусть ребенок показывает и называет их. Обратите внимание ребенка на части тела птицы: голову, хвост, крылья.
3. Прочитайте ребенку стихотворение. КОРМУШКА Рано утром на опушке Мы повесили кормушку Для щеглов, и для синичек, И для всех голодных птичек. Не едите вы с ладошки Зерна, семечки и крошки — Прилетайте на опушку. Угощенье ждет в кормушке. 4. Помогите ребенку сделать из подручного материала (например, из коробки от молока) кормушку для птиц. Повесьте кормушку за окно. Пусть малыш насыплет в нее пшена и хлебных крошек, а потом наблюдает за прилетающими к кормушке птицами. Расскажите ему о том, почему птиц нужно подкармливать зимой. Пусть он не забывает наполнять кормушку каждый день. 5. Расскажите и покажите ребенку, что делают птицы: прилетают, садятся, клюют, чистят перышки, улетают. Предложите ребенку произнести эти слова. 6. Прочитайте ребенку рассказ В. Зотова «Синица». Предложите рассказать, что малыш узнал об этой птице из рассказа.
КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ 1. Рассмотрите вместе с ребенком комнатные растения,
2. Рассмотрите с ребенком комнатные растения на картинках. Научите его произносить названия: кактус, герань, толстянка, розан. Пусть ребенок показывает и называет растения. 3. Обратите внимание ребенка на части растения: стебель, листья, цветы. Пусть ребенок учится показывать и называть их. 4. Прочитайте ребенку стихотворение окомнатных растениях. В нашей группе на окне, Во зеленой во стране, В расписных горшочках Подросли цветочки. Вот розан, герань, толстянка, Колких кактусов семья. Их польем мы спозаранку, Я и все мои друзья.
НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК 1.Побеседуйте с ребенком о приближающемся празднике.
2.Привлеките малыша к украшению елки. Рассмотрите с ним елочные игрушки. Помогите рассказать, какие они. Отработайте произношение прилагательных легкий, блестящий, хрупкий, яркий, стеклянный. 3. Прочитайте ребенку стихотворение. Предложите подсказать недостающие слова. Он с седою бородой. Шуба, посох со звездой. Он подарки нам принес, Добрый... (Дедушка Мороз).
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ 1. Объясните ребенку, что человек держит у себя птиц, которых называют домашними. Человек ухаживает за ними, кормит их, а они приносят человеку пользу, дают яйца, мясо, пух, перо. 2. Рассмотрите картинки с изображением домашних птиц. Научите ребенка четко произносить их названия: петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок. Подчеркните, что это домашние птицы 3. Прочитайте ребенку стихи о домашних птицах. Петя, Петенька, петух, Что за перья! Что за пух! Разноцветный, весь цветной И кричит как заводной. Мама-курица цыплят На прогулку водит в сад, Учит землю клювом рыть, Учит бабочек ловить. Ути-ути-утки, Уточки- малютки На волнах качались, Брызгались, плескались. Серый селезень в реке От утят невдалеке. Очень селезень красивый, Шея сизая с отливом. Вот гусята и гусыня Что-то дружно ищут в тине. Сторожит их папа-гусь. Очень я его боюсь. 4. Загадайте и объясните ребенку загадку. Предложите повторить текст загадки сначала вместе с вами, а потом самостоятельно. Кто рано встает, Голосисто поет? (Петух) 5. Прочитайте малышу русскую народную сказку «Курочка Ряба» и предложите пересказать ее. Прочитайте сказки В. Сутеева «Цыпленок и утенок», «Петух и краски». Выясните, что в этих сказках ему понравилось, кто из героев запомнился и почему.
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ 1. Выясните, названия каких домашних животных знает ваш ребенок. Рассмотрите с ним картинки, изображающие домашних животных. Помогите ему правильно произнести и запомнить названия: кошка, собака, корова, лошадь. Пусть он показывает и называет картинки. 2. Объясните, что это домашние животные, потому что они живут у человека и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает. 3. Побеседуйте с ребенком о том, какую пользу приносят домашние животные. Предложите ребенку повторить вслед за вами предложения: Кошка ловит мышей. Корова дает молоко. Собака охраняет дом. Лошадь возит грузы. 4. Выясните, знает ли ваш ребенок, как называются детеныши этих животных. Предложите ему повторить вслед за вами предложения: У кошки — котенок (котята). У собаки — щенок (щенята). У коровы — теленок (телята). У лошади — жеребенок (жеребята). 5. Расскажите ребенку о том, чем человек кормит домашних животных, как ухаживает за ними, а затем поиграйте в игру с мячом «Чем угостим?» Вы бросаете ребенку мяч и называете животное, ребенок ловит мяч, говорит, чем угостит это животное, и возвращает мяч вам. Например: Кошка. — Угощу молоком. Собака. — Угощу косточкой. Корова. — Угощу сеном. Лошадь. — Угощу травой. 6. Прочитайте ребенку стихи о домашних животных. Может быть, у него появится желание повторить их вместе с вами, а потом самостоятельно. «Мяу! Мяу!» — рыжий кот. Он у бабушки живет. «Гав! Гав! Гав!» — лохматый пес. Хвост кольцом и черный нос. «И-го-го!» — вот это конь! Хвост и грива как огонь. 7. Загадайте и объясните ребенку загадки. Предложите проговорить их текст вместе с вами, а потом самостоятельно. Мягкие лапки, а в лапках — царапки. (Кошка) Живет под крылечком, хвост колечком. (Собака) 8. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Смоляной бочок». Выясните, что малышу запомнилось и понравилось в этой сказке. Прочитайте стихотворение С. Маршака «Усатый-полосатый». Поощряйте желание ребенка договаривать отдельные слова или выучить небольшой отрывок.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ 1. Выясните, знает ли ребенок диких животных, живущих в наших лесах. Рассмотрите с ним картинки, изображающие диких животных. Пусть малыш показывает и называет картинки: волк, лиса, медведь, заяц, еж. 2. Объясните, что это дикие животные. Они живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье. 3. Вспомните с ребенком названия детенышей домашних животных. Сможет ли он сам образовать названия детенышей диких животных? Предложите ему повторить вслед за вами предложения: У волка — волчонок (волчата). У лисы — лисенок (лисята). У медведя — медвежонок (медвежата). У зайца — зайчонок (зайчата). 4. Побеседуйте с ребенком о том, как зимуют дикие животные. Объясните, что на зиму у них вырастает теплый густой мех, что зимой им трудно добывать пищу, трудно спасаться от холода. Предложите ребенку повторить вслед за вами предложения: Зимой медведь спит в берлоге. Зимой заяц в белой шубке, а летом — в серой. Зимой волк ходит злой, голодный. 5. Прочитайте ребенку стихи о диких животных. Может быть, у него появится желание повторить их вместе с вами, а потом самостоятельно. Хвост пушистый у лисицы, Им не зря она гордится. Серый волк крадется в чаще, Очень страшный, настоящий. Спать залег в берлогу Миша. Не шумите! Тише! Тише! 6. Загадайте и объясните ребенку загадку, а потом предложите повторить ее текст вслед за вами. Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной. (Медведь) 7. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Колобок». Выясните, запомнил ли малыш, каких животных и в каком порядке встречал Колобок, чем закончилась сказка.
ПРОФЕССИИ. ПРОДАВЕЦ 1. Посетите с ребенком рынок или овощной магазин. Побеседуйте о том, какие овощи и фрукты там продаются. Обратите внимание ребенка на то, чем занимается продавец.
2. Предложите ребенку повторить вслед за вами предложения: Продавец продает овощи. Продавец взвесил фрукты. Продавец положил яблоки в пакет. Продавец положил свеклу на весы. 3. Поиграйте с ребенком в овощной магазин. Вы будете покупателем, он — продавцом. Активизируйте речевую деятельность ребенка; пусть он как можно больше говорит предложениями, а не отдельными словами. 4. Загадайте и объясните ребенку загадку. Предложите повторить ее текст вслед за вами. У метро — стеклянный дом. Покупаем в доме том Помидоры и капусту, Лук и перец очень вкусный. Это место — просто склад Витаминов для ребят. (Овощной магазин)
ПРОФЕССИИ. ПОЧТАЛЬОН 1. Посетите с ребенком почту. Научите его четко произносить это слово. Покажите, чем занимаются работники почты: принимают и отправляют посылки, бандероли, телеграммы.
На почте принимают посылки и бандероли. С почты отправляют телеграммы. 2. Покажите ребенку почтальона, обратите внимание ребенка на толстую сумку почтальона, объясните, что он разно сит по домам письма, газеты, журналы. Научите четко произносить слово почтальон. 3. Предложите ребенку послушать, а потом повторить вслед за вами рассказ: • Почтальон работает на почте. У него в сумке много писем, газет, журналов. 4. Загадайте и объясните ребенку загадку. Может быть, у малыша появится желание повторить ее текст вслед за вами. Ждет письма мой старший брат. Я журналу буду рад. Папа ждет газету. Где же взять все это? Принесет нам это он — Наш знакомый... ( почтальон).
ТРАНСПОРТ 1. Возвращаясь с ребенком из детского сада, обратите его внимание на транспорт, который движется по улицам. Предложите ребенку произнести слово транспорт сначала вместе с вами, а потом самостоя-тельно. Объясните, что транспорт — это самые разные машины,которые перевозят грузы и пассажиров, что транспорт бывает пассажирский и грузовой. 2. Предложите ребенку показать и назвать транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, метро, маршрутное такси. 3. Рассмотрите с ребенком грузовую машину, помогите ему запомнить, где у грузовика расположены кабина, капот, кузов, колеса, фары. Пусть он покажет и назовет эти части машины. 4. Вырежьте из цветной бумаги три квадрата, два кружка, один прямоугольник. Предложите ребенку собрать из этих деталей плоскостное изображение грузовой машины. Пусть он сам соберет ее и покажет, где у нее капот, кабина, кузов, колеса, фары. 5. Загадайте и объясните ребенку загадку. Может быть, у него появится желание повторить ее текст вслед за вами. Пьет бензин как молоко, Может бегать далеко, Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней. Носит обувь из резины, А зовут ее... (машина). 6. Прочитайте ребенку стихотворение С. Маршака «Вот какой рассеянный». Выясните, запомнил ли малыш, каким транспортом пользовался рассеянный.
ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ 1. Побеседуйте с ребенком о профессиях людей, работающих на транспорте. Обратите внимание малыша на шофера автобуса или маршрутного такси, водителя трамвая или троллейбуса, кондуктора, контролера, дежурного по станции в метро. Объясните, в чем заключается работа этих людей. Предложите повторить названия этих профессий:
2. Задайте ребенку вопросы. Предложите ответить на них: — Кто водит машину? — Машину водит шофер. — Кто водит трамваи? — Трамвай водит водитель. — Кто продает билеты? — Билеты продает кондуктор. — Кто дежурит в метро на перроне? — На перроне стоит дежурный по станции. 3. Прочитайте ребенку стихотворение. По городу трамваи, троллейбусы идут, Их по своим маршрутам водители ведут. Спешишь ли в гости к другу иль в школу на урок, Они без опозданья тебя доставят в срок. 4. Загадайте ребенку загадку. Пусть он сам попробует ее отгадать и объяснит, как он догадался. На такси и самосвале, На пожарной и на «скорой» — Вы, конечно, их узнали — Трудятся весь день... (шоферы). 5. Прочитайте ребенку стихотворение С. Михалкова «Дядя Степа». Выясните, понравился ли ему главный герой и почему. 3 декабря 2022 в 14:28
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.