Группа № 11. Детский сад № 95, г. Каменск-Уральский.

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 29515.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Елена Свидерская (УИ №20542, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Советы родителям по лексическим темам. Зима.

ВРЕМЕНА ГОДА. ЗИМА 

1. Побеседуйте с ребенком о времени года, которое насту­пило. Повторите вместе с ним слово зима. Попросите его произнести это слово самостоятельно. Закрепите ответ на во­прос:

— Какое сейчас время года?

Сейчас зима.

Потренируйте ребенка в произношении слов сугроб, сне­жинка, хлопья, сосулька, снегопад.

2.  Побеседуйте с ребенком во время прогулки о зиме, понаблюдайте ее приметы. Рассмотрите, какими разными бывают снежинки. Прочитайте ребенку стихотворение о снежинках.

СНЕЖИНКИ

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Я зиму, и снег, и снежинки люблю.

Но где же снежинки? В ладошке вода!

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки-лучи...

Как видно, ладошки мои горячи.

3.  Рассмотрите с ребенком снег и лед, помогите их срав­нить. Предложите повторить за вами:

Снег белый, пушистый, холодный, мягкий. Лед гладкий, блестящий, твердый.

4.  Предложите ребенку послушать, а затем повторить вслед за вами рассказ о зиме.

•  Наступила зима. Кругом лежит снег. На реках лед. На улице мороз. Все вокруг белое.

5. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Зимовье».
Выясните, кто из ее героев понравился малышу и почему.


ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

1.  Понаблюдайте с ребенком за птицами, которые встречаются зимой в городе. Произнесите четко сами их названия, а потом попросите ребенка повторить вслед за вами: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица.

2.  Рассмотрите изображения зимующих птиц на картинках. Пусть ребенок показывает и называет их. Обратите вни­мание ребенка на части тела птицы: голову, хвост, крылья.
Покажите перья, которыми покрыто тело птицы. Пусть ребе­нок учится произносить эти слова.

3. Прочитайте ребенку стихотворение.

КОРМУШКА

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку

Для щеглов, и для синичек,

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки

Зерна, семечки и крошки —

Прилетайте на опушку.

Угощенье ждет в кормушке.

4. Помогите ребенку сделать из подручного материала (например, из коробки от молока) кормушку для птиц. Повесьте кормушку за окно. Пусть малыш насыплет в нее пшена и хлебных крошек, а потом наблюдает за прилетающими к кормушке птицами. Расскажите ему о том, почему птиц нужно подкармливать зимой. Пусть он не забывает наполнять кор­мушку каждый день.

5. Расскажите и покажите ребенку, что делают птицы: прилетают, садятся, клюют, чистят перышки, улетают. Предложите ребенку произнести эти слова.

6. Прочитайте ребенку рассказ В. Зотова «Синица». Предложите рассказать, что малыш узнал об этой птице из рассказа.


КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

1. Рассмотрите вместе с ребенком комнатные растения,
которые есть у вас лома. Расскажите, для чего они нужны, как за ними ухаживать. Пусть ребенок поможет вам поливать их, обтирать пыль с листьев, опрыскивать зелень.

2. Рассмотрите с ребенком комнатные растения на картин­ках. Научите его произносить названия: кактус, герань, толстянка, розан. Пусть ребенок показывает и называет растения.

3. Обратите внимание ребенка на части растения: стебель, листья, цветы. Пусть ребенок учится показывать и называть их.

4. Прочитайте ребенку стихотворение окомнатных растениях.

В нашей группе на окне,

Во зеленой во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

 Вот розан, герань, толстянка,

Колких кактусов семья.

Их польем мы спозаранку,

Я и все мои друзья.


НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК

1.Побеседуйте с ребенком о приближающемся празднике.
Расскажите о том, что это праздник наступления нового года.
Объясните, помнит ли малыш, кого ждут в этот день с подарками все дети. Предложите малышу повторить вслед за вами слова и словосочетания: Новый год, елка, Дед Мороз, Снегу­рочка, праздник, хоровод, подарки.

2.Привлеките малыша к украшению елки. Рассмотрите с ним елочные игрушки. Помогите рассказать, какие они. Отработайте произношение прилагательных легкий, блестящий, хрупкий, яркий, стеклянный.

3. Прочитайте ребенку стихотворение. Предложите подсказать недостающие слова.

Он с седою бородой.

Шуба, посох со звездой.

Он подарки нам принес,

Добрый... (Дедушка Мороз).

 

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

1. Объясните ребенку, что человек держит у себя птиц, которых называют домашними. Человек ухаживает за ними, кормит их, а они приносят человеку пользу, дают яйца, мясо, пух, перо.

2.  Рассмотрите картинки с изображением домашних птиц. Научите ребенка четко произносить их названия: петух, кури­ца, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок. Подчеркните, что это домашние птицы

3.  Прочитайте ребенку стихи о домашних птицах.

Петя, Петенька, петух,

Что за перья! Что за пух!

Разноцветный, весь цветной

И кричит как заводной.

Мама-курица цыплят

На прогулку водит в сад,

Учит землю клювом рыть,

Учит бабочек ловить.

Ути-ути-утки,

Уточки- малютки

На волнах качались,

Брызгались, плескались.

Серый селезень в реке

От утят невдалеке.

Очень селезень красивый,

Шея сизая с отливом.

Вот гусята и гусыня

Что-то дружно ищут в тине.

Сторожит их папа-гусь.

Очень я его боюсь.

  4. Загадайте и объясните ребенку загадку. Предложите по­вторить текст загадки сначала вместе с вами, а потом само­стоятельно.

Кто рано встает, Голосисто поет? (Петух)

  5. Прочитайте малышу русскую народную сказку «Курочка Ряба» и предложите пересказать ее. Прочитайте сказки В. Сутее­ва «Цыпленок и утенок», «Петух и краски». Выясните, что в этих сказках ему понравилось, кто из героев запомнился и почему.


ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

1. Выясните, названия каких домашних животных знает ваш ребенок. Рассмотрите с ним картинки, изображающие домашних животных. Помогите ему правильно произнести и запомнить названия: кошка, собака, корова, лошадь. Пусть он показывает и называет картинки.

2. Объясните, что это домашние животные, потому что они живут у человека и приносят ему пользу, а человек за ними ухаживает.

3. Побеседуйте с ребенком о том, какую пользу приносят домашние животные. Предложите ребенку повторить вслед за вами предложения:

Кошка ловит мышей.

Корова дает молоко.

Собака охраняет дом.

Лошадь возит грузы.

4. Выясните, знает ли ваш ребенок, как называются детеныши этих животных. Предложите ему повторить вслед за вами предложения:

У кошки — котенок (котята).

У собаки — щенок (щенята).

У коровы — теленок (телята).

У лошади — жеребенок (жеребята).

5.  Расскажите ребенку о том, чем человек кормит домашних животных, как ухаживает за ними, а затем поиграйте в игру с мячом «Чем угостим?» Вы бросаете ребенку мяч и называете животное, ребенок ловит мяч, говорит, чем угостит это животное, и возвращает мяч вам. Например:

Кошка. — Угощу молоком.

Собака. — Угощу косточкой.

Корова. — Угощу сеном.

Лошадь. — Угощу травой.

6. Прочитайте ребенку стихи о домашних животных. Может быть, у него появится желание повторить их вместе с вами, а потом самостоятельно.

«Мяу! Мяу!» — рыжий кот.

Он у бабушки живет.

«Гав! Гав! Гав!» — лохматый пес.

Хвост кольцом и черный нос.

«И-го-го!» — вот это конь!

Хвост и грива как огонь.

7. Загадайте и объясните ребенку загадки. Предложите проговорить их текст вместе с вами, а потом самостоятельно.

Мягкие лапки, а в лапках — царапки. (Кошка)

Живет под крылечком, хвост колечком. (Собака)

8. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Смоляной бочок». Выясните, что малышу запомнилось и понрави­лось в этой сказке. Прочитайте стихотворение С. Маршака «Усатый-полосатый». Поощряйте желание ребенка договари­вать отдельные слова или выучить небольшой отрывок.

 

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ

1. Выясните, знает ли ребенок диких животных, живущих в наших лесах. Рассмотрите с ним картинки, изображающие диких животных. Пусть малыш показывает и называет кар­тинки: волк, лиса, медведь, заяц, еж.

2.  Объясните, что это дикие животные. Они живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье.

3.  Вспомните с ребенком названия детенышей домашних животных. Сможет ли он сам образовать названия детенышей диких животных? Предложите ему повторить вслед за вами предложения:

У волка — волчонок (волчата).

У лисы — лисенок (лисята).

У медведя — медвежонок (медвежата).

У зайца — зайчонок (зайчата).

4. Побеседуйте с ребенком о том, как зимуют дикие жи­вотные. Объясните, что на зиму у них вырастает теплый густой мех, что зимой им трудно добывать пищу, трудно спасаться от холода. Предложите ребенку повторить вслед за вами пред­ложения:

Зимой медведь спит в берлоге.

Зимой заяц в белой шубке, а летом — в серой.

Зимой волк ходит злой, голодный.

5. Прочитайте ребенку стихи о диких животных. Может быть, у него появится желание повторить их вместе с вами, а потом самостоятельно.

Хвост пушистый у лисицы,

Им не зря она гордится.

Серый волк крадется в чаще,

Очень страшный, настоящий.

Спать залег в берлогу Миша.

Не шумите! Тише! Тише!

6. Загадайте и объясните ребенку загадку, а потом предло­жите повторить ее текст вслед за вами.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной. (Медведь)

7. Прочитайте ребенку русскую народную сказку «Колобок». Выясните, запомнил ли малыш, каких животных и в каком порядке встречал Колобок, чем закончилась сказка.


ПРОФЕССИИ. ПРОДАВЕЦ

1. Посетите с ребенком рынок или овощной магазин. Побеседуйте о том, какие овощи и фрукты там продаются. Об­ратите внимание ребенка на то, чем занимается продавец.
Научите произносить слова продавец, продает, взвешивает, весы, пакеты.

2. Предложите ребенку повторить вслед за вами предложе­ния:

Продавец продает овощи.

Продавец взвесил фрукты.

Продавец положил яблоки в пакет.

Продавец положил свеклу на весы.

3. Поиграйте с ребенком в овощной магазин. Вы будете покупателем, он — продавцом. Активизируйте речевую дея­тельность ребенка; пусть он как можно больше говорит пред­ложениями, а не отдельными словами.

4. Загадайте и объясните ребенку загадку. Предложите повторить ее текст вслед за вами.

У метро — стеклянный дом.

Покупаем в доме том

Помидоры и капусту,

Лук и перец очень вкусный.

Это место — просто склад

Витаминов для ребят.

(Овощной магазин)


ПРОФЕССИИ. ПОЧТАЛЬОН

1. Посетите с ребенком почту. Научите его четко произносить это слово. Покажите, чем занимаются работники почты: принимают и отправляют посылки, бандероли, телеграммы.
Проговорите с ребенком предложения:

На почте принимают посылки и бандероли.

С почты отправляют телеграммы.

2. Покажите ребенку почтальона, обратите внимание ребенка на толстую сумку почтальона, объясните, что он разно сит по домам письма, газеты, журналы. Научите четко произ­носить слово почтальон.

3. Предложите ребенку послушать, а потом повторить вслед за вами рассказ:

•  Почтальон работает на почте. У него в сумке много писем, газет, журналов.

4. Загадайте и объясните ребенку загадку. Может быть, у малыша появится желание повторить ее текст вслед за вами.

Ждет письма мой старший брат.

Я журналу буду рад.

Папа ждет газету.

Где же взять все это?

Принесет нам это он —

Наш знакомый... ( почтальон).

 

ТРАНСПОРТ

1.  Возвращаясь с ребенком из детского сада, обратите его внимание на транспорт, который движется по улицам. Пред­ложите ребенку произнести слово транспорт сначала вместе с вами, а потом самостоя-тельно. Объясните, что транспорт — это самые разные машины,которые перевозят грузы и пас­сажиров, что транспорт бывает пассажирский и грузовой.

2.  Предложите ребенку показать и назвать транспорт: авто­бус, троллейбус, трамвай, метро, маршрутное такси.

3.  Рассмотрите с ребенком грузовую машину, помогите ему запомнить, где у грузовика расположены кабина, капот, кузов, колеса, фары. Пусть он покажет и назовет эти части машины.

4.  Вырежьте из цветной бумаги три квадрата, два кружка, один прямоугольник. Предложите ребенку собрать из этих деталей плоскостное изображение грузовой машины. Пусть он сам соберет ее и покажет, где у нее капот, кабина, кузов, колеса, фары.

5.  Загадайте и объясните ребенку загадку. Может быть, у него появится желание повторить ее текст вслед за вами.

Пьет бензин как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней.

Носит обувь из резины,

А зовут ее... (машина).

6. Прочитайте ребенку стихотворение С. Маршака «Вот какой рассеянный». Выясните, запомнил ли малыш, каким транспортом пользовался рассеянный.

 

ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ

1.  Побеседуйте с ребенком о профессиях людей, работающих на транспорте. Обратите внимание малыша на шофера автобуса или маршрутного такси, водителя трамвая или троллейбуса, кондуктора, контролера, дежурного по станции в метро. Объясните, в чем заключается работа этих людей. Предложите повторить названия этих профессий:
шофер, водитель, кондуктор, контролер, дежурный по стан­ции.

2.  Задайте ребенку вопросы. Предложите ответить на них:

—  Кто водит машину?

—  Машину водит шофер.

—  Кто водит трамваи?

—  Трамвай водит водитель.

—  Кто продает билеты?

—  Билеты продает кондуктор.

—  Кто дежурит в метро на перроне?

—  На перроне стоит дежурный по станции.

3. Прочитайте ребенку стихотворение.

По городу трамваи, троллейбусы идут,

Их по своим маршрутам водители ведут.

Спешишь ли в гости к другу иль в школу на урок,

Они без опозданья тебя доставят в срок.

4. Загадайте ребенку загадку. Пусть он сам попробует ее отгадать и объяснит, как он догадался.

На такси и самосвале,

На пожарной и на «скорой» —

Вы, конечно, их узнали —

Трудятся весь день... (шоферы).

5. Прочитайте ребенку стихотворение С. Михалкова «Дядя Степа». Выясните, понравился ли ему главный герой и почему.

3 декабря 2022 в 14:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.