Группа № 11. Детский сад № 95, г. Каменск-Уральский.

Юридическая информация: администратором (и лицом несущим всю ответственность за всё содержание, включая файлы) сайта 29515.maam.ru и данной страницы является пользователь МААМ Елена Свидерская (УИ №20542, действует на основе Пользовательского Соглашения МААМ). СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Советы родителям по лексическим темам.Осень

ВРЕМЕНА ГОДА. ОСЕНЬ

1. Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Повторите несколько раз имеете с ним слово осень и попросите его произнести это слово самостоятельно. Закрепите в речи ответ на вопрос:

— Какое сейчас время года?

Сейчас осень.

Расскажите ребенку, что на улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными или желтыми, они опадают, стало меньше бабочек, жуков, улетают птицы, в садах и огородах убирают овощи и фрукты. Произнесите вмес­те с ребенком эти словосочетания, попросите его самостоя­тельно рассказать об осени.

2.Побеседуйте с ребенком об осени на прогулке, понаблюдайте с ним приметы осени. Закрепите произношение от­дельных слов исловосочетаний по теме.

3.Найдите небольшие яркие листики березы, тополя, дуба, клена, покажите их ребенку. Научите ребенка узнавать и раз­личать их.

4.Прочитайте ребенку стихотворение об осенних листьях.

НА ЧТО ПОХОЖИ ЛИСТЬЯ?

 На мою ладошку лист похож у клена,

Осенью оранжевый,

Летом он зеленый.

Словно перышки листочки у рябинки.

Что склонилась тихо над тропинкой.

У осины листья как монеты.

У каштана — словно опахала.

Было листьев очень много летом.

Осенью их очень мало стало.

5. Прочитайте ребенку сказку «Лисичка со скалочкой». Вы­ясните, понравилась ли сказка малышу, что ему запомнилось.

ОГОРОД. ОВОЩИ

1.  Расскажите ребенку, что овощи растут в огороде на грядках или в поле, урожай с поля и огорода убирают осенью.

 

2.  Сходите с ребенком на рынок или в овощной магазин, рассмотрите овощи, выучите их названия: огурец, помидор, свекла, морковка, картошка. Рассмотрите картинки с изображением овощей. Произнесите названия овощей сначала сами, затем вместе с ребенком; потом попросите его произнести названия самостоятельно.

3.  Прочитайте ребенку стихотворение об овощах.


Овощи просто растут в огороде.

Эти видны, эти спрятались вроде.

Вот помидор, как фонарик, над грядкой;

Вот баклажаны стоят по порядку,

Солнцу подставив толстые щеки.

Вот кабачки, толстяки, лежебоки.

Перец ребристый на ветках висит,

Как светофор красный перец блестит.

Лук выпускает из грядки стрелу,

Репа качает листом на ветру.

Прячет морковка свой хвостик в земле,

Скоро увижу его на столе.

Овощи все уродились на славу.

Хрупкий горошек, капуста кудрява.

Летом, дружок, не ленись потрудиться,

Много тогда овощей уродится.


 

4. Загадайте и объясните ребенку загадки:

Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковка)

Телятки гладки, привязаны к грядке.  (Огурцы)

Произнесите текст вместе с ребенком, а затем предложите ему сделать это самостоятельно.

5.  Расскажите и покажите малышу, что вы готовите из овощей. Привлеките его к приготовлению простейших блюд. Разрешите потрогать, пощупать, понюхать и попробовать на вкус все овощи. Во время этого занятия отрабатывайте произношение названий овощей и глаголов мыть, чистить, резать, варить, жарить, солить.

6.  Помогите ребенку рассказать об овощах, используя материал данного задания и образец.

§  Это помидор. Помидор — это овощ. Он растет в огороде. Он круглый, красный, гладкий, мягкий.

  7. Учите отвечать на вопросы:

—  Огурец, помидор, морковка — что это?

—  Где растут овощи?

—  Когда убирают овощи?

  8.  Прочитайте ребенку сказку «Репка». Предложите рас­сказать сказку вместе с вами, а потом и самостоятельно с небольшой вашей помощью.

САД. ФРУКТЫ

1.  Расскажите ребенку, что фрукты растут в саду на деревьях, их убирают осенью.

2.  Сходите с ребенком на рынок или в овощной магазин, рассмотрите фрукты, выучите названия фруктов: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин. Рассмотрите изображения фруктов на картинках. Произнесите названия фруктов сначала сами, затем вместе с ребенком, потом попросите ребенка произнести названия самостоятельно.

3.  Прочитайте ребенку стихотворение о фруктах.

Фрукты растут на деревьях в саду.

Яркие фрукты у всех на виду.

Вот среди веток груши бочок.

Груша зеленая, как кабачок.

Яблоки красные, синие сливы.

Спелые сливы вкусны и красивы.

Персик румяный укрылся листком.

Ты с этим фруктом, конечно, знаком?

Солнечным соком лимон напоен,

Светится золотом желтый лимон.

Что за художник у всех на виду

Фрукты раскрасил в нашем саду?

  4. Загадайте ребенку и объясните загадки:

В шкурке золотистой, сладкий и душистый.  (Апельсин)

Круглое, румяное, с дерева упало, детям в рот попало.  (Яблоко)

Произнесите загадки вместе с малышом, апотом предло­жите ему сделать это самостоятельно.

5.  Расскажите и покажите ребенку, что вы готовите из фруктов. Предложите потрогать, понюхать, попробовать фрукты на вкус. Отработайте произношение прилагательных красный, желтый, зеленый, круглый, длинный, гладкий, мягкий, сочный, сладкий, вкусный, ароматный. Привлеките малыша к процессу приготовления фруктовых салатов, компотов. Закре­пите в активной речи ребенка глаголы мыть, чистить, резать, варить.

6.  Помогите ребенку рассказать о фруктах, используя материал данного задания и образец.

• Это апельсин. Апельсин — это фрукт. Он растет в саду. Он круглый, оранжевый, мягкий, ароматный.

  7. Учите ребенка отвечать на вопросы:

—  Яблоко, апельсин, груша — что это?

—  Где растут фрукты?

—  Когда убирают фрукты?

  8. Прочитайте малышу сказку В. Сутеева «Яблоко». Спро­сите, кто в этой сказке понравился ему больше всех, кто был самым умным.

ЛЕС. ГРИБЫ И ЯГОДЫ

1.  Побеседуйте с ребенком о том, что в лесу растут ягоды и грибы. Ягоды растут на кустах или на веточках, грибы растут под деревьями, во мху, в траве.

2.  Рассмотрите с ребенком картинки с изображением лесных ягод. Обратите его внимание на цвет и форму ягод, на то, как они растут в лесу. Прочитайте ребенку стихи, четко произнесите названия ягод: малина, земляника, черника. Предложите произнести эти слова вместе с вами, а потом самостоятельно.

3.  Прочитайте ребенку четверостишие о лесных ягодах.

На кустах и на кусточках,

На больших болотных кочках

Ягоды растут в лесу,

Быстро зреют на весу.

4.  Побеседуйте с ребенком о том, что можно приготовить из ягод. Если есть возможность, привлеките ребенка к приготовлению блюд из них. Предложите рассмотреть, потрогать, понюхать, попробовать ягоды на вкус. Отработайте произношение существительных варенье, джем, компот, повидло. За­крепите в речи глаголы собирать, мыть, варить, готовить. Обога-­
щайте речь ребенка прилагательными красный, синий, мяг­кий, сочный, сладкий, кислый, ароматный, душистый.

5.  Рассмотрите с ребенком изображения мухомора, белого гриба, подберезовика. Произнесите эти слова, предложите ре­бенку повторить их вместе с вами, а потом самостоятельно. Объ­ясните, что мухомор есть нельзя, потому что это ядовитый гриб.

6.  Побеседуйте с ребенком о том, что можно приготовить из грибов. Если есть возможность, привлеките малыша к при­готовлению блюд из грибов. Закрепите в активной речи гла­голы собирать, мыть, чистить, резать, варить, жарить, солить.

7.  Предложите ребенку ответить на вопросы:

—  Что растет в лесу?

—  Где растут ягоды?

—  Где растут грибы?

—  Какие ягоды ты знаешь?

—  Какие грибы ты знаешь?

—  Что готовят из грибов?

—  Что готовят из ягод?

8. Прочитайте ребенку сказку «Война грибов». Выясните, что ему запомнилось.

 

ИГРУШКИ

 

1. Помогите ребенку научиться правильно произносить названия нескольких игрушек, которые есть у него. Объясните ему, что все это — игрушки, они нужны для того, чтобы в них играть. Поиграйте в игру с мячом «Игрушки»: вы бросаете ребенку мяч и называете игрушку; ребенок ловит мяч, говорит, как можно иг­рать с этой игрушкой, и возвращает мяч вам. Например:

Мяч. — Бросать.

Машинка.— Возить.

Кукла. — Купать.

Кубики. — Строить.

Юла. — Заводить.

Пирамидка. — Собирать.

2. Рассмотрите изображения игрушек на картинках. Пусть ребенок показывает и называет их.

 

3. Помогите ребенку рассказать о любимой игрушке. Например:

•  Это мяч. Он круглый, красный, резиновый, большой. Я люблю бросать мяч.

4. Загадайте и объясните ребенку загадку:

Круглые ушки, толстое брюшко. Может реветь. Это... ( мед­ведь).

Пусть ребенок попробует произнести текст загадки вместе с вами, а потом самостоятельно.

5.  Прочитайте ребенку сказки С. Воронина «Настоящий тигр» и «В старом сундуке». Выясните, что ему понравилось в этих сказках.

ОДЕЖДА

 

1. Рассмотрите с ребенком его одежду и научите его про­износить некоторые названия: пальто, плащ, куртка, шапка, брюки, кофта. Объясните, что все это — одежда. Научите ребенка произносить это слово.

 

2. Обратите внимание ребенка на некоторые детали одежды: рукава, карманы, воротник, пуговицы. Отработайте с ре­бенком произношение этих слов.

3. Побеседуйте о том, какую одежду носят осенью, почему осенью тепло одеваются. Отработайте произношение прилагательных теплый, нарядный, красивый, красный, желтый, синий, зеленый.

4. Рассмотрите с ребенком изображения предметов одежды на картинках. Пусть он показывает и называет их.

5. Предложите ребенку рассказать об одном из предметов одежды, предварительно послушав ваш рассказ:

•  Это куртка. Она красная, теплая, нарядная. У нее есть ка­пюшон и карманы. В ней можно гулять в дождливую погоду.

6. Научите ребенка отвечать на вопросы:

— Что люди надевают на себя?

— Какую ты знаешь одежду?

— Почему осенью надо тепло одеваться?

7. Прочитайте малышу украинскую народную сказку «Ру­кавичка». Выясните, запомнил ли он, какие звери решили поселиться в рукавичке, в каком порядке они это делали, чем закончилась сказка.

ОБУВЬ

1. Рассмотрите с ребенком его обувь и отработайте произношение следующих слов: ботинки, туфли, сапоги, тапки, босонож­ки. Объясните, что все это — обувь. Произнесите слово вместе с ребенком, а потом предложите ребенку произнести его самосто­ятельно.

2. Обратите внимание ребенка на некоторые детали обуви: носок, задник, каблук, язычок, шнурки. Отработайте произношение этих слов с ребенком.

3. Побеседуйте о том, какую обувь носят осенью, почему осенью нужна непромокаемая обувь.

4. Рассмотрите изображения предметов обуви на картинках. Пусть ребенок показывает и называет их.

5. Предложите ребенку рассказать об одной из пар его обуви, предварительно послушав ваш рассказ:

•  Это сапоги. Они синие, резиновые, теплые. В них можно ходить по лужам.

6. Научите ребенка отвечать на вопросы:

— Что обувают на ноги?

— Какую обувь ты знаешь?

— Какую обувь носят осенью? Почему?

7.  Прочитайте ребенку украинскую народную сказку «Как кот ходил с лисом сапоги покупать». Выясните, кто из героев понравился малышу и почему.

МЕБЕЛЬ

 

1. Рассмотрите вместе с ребенком мебель, которая есть у вас дома. Произнесите названия предметов мебели: стол, стул, шкаф, кровать, диван. Предложите ребенку произнести  их сначала вместе с вами, а потом самостоятельно. Отрабо­тайте с ребенком произношение слова мебель.

2. Обратите внимание ребенка на некоторые детали мебе­ли: ножка, спинка, сиденье, полка, дверца. Отработайте произношение этих слов.

3. Побеседуйте с ребенком о том, для чего нужна мебель, пополните глагольный словарь малыша. Поиграйте с ним в игру с мячом «Для чего?» Вы бросаете ребенку мяч и назы­ваете один из предметов мебели; ребенок ловит мяч, говорит, для чего эта мебель нужна, и возвращает мяч вам. Например:

Стул. — Сидеть.

Кровать. — Спать.

Диван. — Отдыхать.

Шкаф. — Вешать одежду.

4. Рассмотрите изображения мебели на картинках. Пусть ребенок показывает и называет их.

5. Загадайте и объясните ребенку загадку:
Четыре братца под одной шляпой стоят. (Стол)
Сначала произнесите текст загадки вместе с малышом, а потом предложите ребенку повторить его самостоятельно.

6. Предложите ребенку рассказать об одном из предметов
мебели, предварительно послушав ваш рассказ:

•  Это стул. Стул — это мебель. На стуле можно сидеть. У стула есть сиденье, спинка, ножки.

 

ПОСУДА

 

1. Рассмотрите с ребенком посуду, которая есть у вас дома. Произне-сите некоторые названия: кастрюля, сковорода, чайник, тарелка, чашка, ложка, нож. Предложите ребенку произнести их вместе с вами, а потом самостоятельно. Научите ребенка произносить слово посуда. Объясните ребенку, для чего нужна посуда.

2. Обратите внимание ребенка на некоторые части посуды: носик, ручка, крышка. Научите произносить эти слова.

3. Продолжайте пополнять глагольный словарь малыша. Поиграйте с ним в игру с мячом «Для чего?» Вы бросаете ребенку мяч и называете один из предметов посуды; ребенок ловит мяч, говорит, для чего нужна эта посуда, и возвращает мяч вам.

Чайник. — Кипятить воду.

Сковорода. — Жарить котлеты.

Кастрюля. — Варить суп.

Нож. — Резать овощи.

Ложка. — Есть кашу.

4.  Рассмотрите с ребенком изображения посуды на картинках. Пусть малыш показывает и называет их.

5.  Предложите ребенку рассказать об одном из предметов посуды, послушав ваш рассказ:

•  Это чайник. Он желтый, большой. У него есть носик, ручка, крышка. В чайнике кипятят воду.

6. Загадайте и объясните ребенку загадку:

Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)

Пусть ребенок повторит текст загадки вместе с вами, а потом самостоятельно.

7. Прочитайте ребенку сказку К. Чуковского «Федорино горе». Выясните, понял ли малыш, почему посуда сбежала от Федоры, чем закончилась сказка.

3 декабря 2022 в 14:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.